renault LOGAN

Багажник на крышу автомобиля


Объемный багажник легкового автомобиля зимой практически пустующий, весной, летом и осенью имеет нехорошую особенность вдруг мгновенно становиться катастрофически маленьким, таким, что даже владельцы длинных, семиместных универсалов исчерпав все возможности трансформируемого салона своего автомобиля, начинают расширять грузовые характеристики своих машин, устанавливая на крыши дополнительные багажники.

«Те, кто не может приобрести себе грузовик - покупают багажник» - так весьма точно и злободневно пошутил один торговец рынка автомобильных запчастей, глядя, как два здоровенных мужика, грузят на крышу Renault Logan стиральную машину. Всем хорош кузов седан, но что-то габаритное в него запихнуть удается не всегда. Та же проблема возникает и при переезде семьи на дачу. Подчас домочадцы берут с собой на природу столько «нужного», «важного» и крайне «необходимого» барахла, что перевезти его можно только, если сделать пару, а то и тройку, ходок. И это в один конец! Еще предстоит возвращаться и транспортировать обратно даже не распакованный груз. Дополнительное багажное отделение, если так можно выразиться, по достоинству ценят путешественники и туристы, которые могут разместить вне салона канистры с запасом топлива, избавив себя тем самым от прелести вдыхать «ароматы» углеводородов. Помимо емкостей с топливом на багажнике можно разместить и палатку, комплект стульев со столом и мангал для пикника. Разумеется, все это пакуется в сложенном состоянии. На крепкий багажник легко ляжет доска виндсерфера или даже угловатый лодочный мотор. Про, в буквальном смысле слова, стоящие на крышах велосипеды и вовсе промолчим, летом перевозка на специальных багажниках всевозможных «двухколесных» обычное явление. Словом - без багажника современному автолюбителю ни туда и ни сюда.

Фундамент

Про выносливость старых дедовских конструкций автомобильных багажников, представляющих собой, по сути, решетчатые платформы или корзины, опиравшиеся специальными кронштейнами, увенчанными пластиковыми или резиновыми буферами, на водосточные желоба «Жигулей», «Москвичей», «Волг» и «Запорожцев», до сих пор ходят легенды. Также как и не забыты реальные случаи перекоса крыши (деформации дверных проемов) из-за перегруза багажника. Нашему человеку не объяснить, что, несмотря на относительно большие размеры, грузить по полной, под завязку, нельзя. Максимальнодопустимая нагрузка составляет не более 80, а в лучших случаях 100 килограммов. Все зависит от типа машины. Естественно, на крышу мощного джипа можно и матрас для ночевки постелить.

Современные багажники по своей конструкции ушли от своих пращуров не так и далеко. Они, как правило, состоят из двух или трех поперечин с креплениями, изготовленными под конкретную модель машины. При этом конструктивно имеются багажники как с индивидуальным (оригинальным) крепежом, так и унифицированные, имеющие один и тот же тип (конструкцию) креплений дуг к крыше, которые пригодны для разных моделей авто. Для автомобилей, оборудованных рейлингами (прочные дуги, устанавливаемые на заводе вдоль краев крыши), применяются свои багажные системы. Для авто с предусмотренными под установку опор багажника, так называемыми штатными местами, имеются свои модели. Если машина имеет крышу с водостоками, то для них разработаны конструкции, опирающиеся на эти самые водостоки. Самыми востребованными на рынке являются багажники, состоящие из двух поперечин, так как пригодны практически на все случаи жизни: и велосипед на специальном креплении установить можно, и мешки с цементом уложить в закрепленную на них (поперечинах) корзину или бокс для перевозки вещей установить.

Бобы или рюкзаки?

Защитить груз, уложенный на багажник можно по-разному, например, обернуть несколькими слоями полиэтиленовой пленки или накрыть куском добротного брезента. Вполне приемлемое решение, когда речь идет о перевозке садового инвентаря или, например, мебели. Однако для перевозки более деликатных грузов, к примеру, не вошедшего в штатный багажник автомобиля белья или личных вещей, которые могут потребоваться при длительном путешествии к морю, полиэтилен или брезент не годятся. Во-первых, при пересечении таможни вам придется на пункте досмотра разматывать клубок, распаковывать свертки и т. д. Нет и оперативного доступа к вещам в случае возникновения такой необходимости. Да и при ночной стоянке у придорожного мотеля на ваш скарб могут покуситься недоброжелатели. Проведут остро отточенным ножом по пленке - вот и открыт доступ к вашим вещичкам. Что делать?

Установить на поперечины багажника специальный, закрывающийся на замок бокс. Такие изготавливаются из ударопрочных, армированных прочными нитями пластиков, имеют механизм открывания крышки как на одну, так и на несколько сторон (в зависимости от модификации), а также надежный замковый механизм с личинкой, обладающей высокой степенью защиты от подбора ключа или взлома. Кроме того, благодаря развитым технологиям формовки производители жестких боксов имеют возможность изготавливать их с учетом правил аэродинамики, то есть придерживаться обтекаемых форм. Лучшие образцы имеют низкое сопротивление воздушному потоку не только в профиль, но и в боковом сечении. Это очень важно, так как большого размера накрышный бокс подобен парусу и при сильном боковом ветре осложняет управление легкой машиной, особенно, когда автомобиль выезжает на свободно продуваемый участок дороги, например, там, где лесное ограждение заканчивается. Также большая парусность отразится в виде удара воздушной волны при встречном разъезде с автопоездом, идущим на большой скорости. Учитывая данные обстоятельства, имеет смысл переплатить за выверенный с точки зрения аэродинамики бокс, тем более что часть потраченных на его покупку денег вернется в виде сэкономленного топлива. Однако при всех достоинствах есть у жестких боксов и серьезные недостатки, о которых мы не можем умолчать. Первый и самый весомый - это необходимость его хранения. Чем больше «боб», тем меньше места останется на полке в гараже или на балконе. Если у вашего автомобиля на крыше расположена мощная антенна, то, скорее всего, ее придется снимать, чтобы установить бокс на багажник. Некоторые продавцы советуют максимально пригнуть стержень антенны и поверх него уже водрузить бокс. Однако гарантию от деформации, пусть и гибкого, прутка они не дают. Сдвигать «боб» максимально назад, оставляя место торчащей антенне также не совсем удачное решение. Нагрузка на крышу автомобиля должна быть равномерной, поэтому оптимальным вариантом является расположение бокса по ее центру относительно продольной и поперечной осей автомобиля. В этом случае в самом выгодном положении находятся владельцы автомобилей, у которых антенный штырь располагается у задней кромки крыши. В этом случае, как говорится, размер бокса значения действительно не имеет. Зато имеет то, как, вернее на какой угол, поднимается пятая дверь багажного отсека (рассматриваются машины с кузовами универсал). Если бокс длинный и его задняя часть нависает над крышей, опять-таки, задней ее частью, то при открытии двери может произойти ее контакт с «бобом». А нужны ли машине лишние вмятины? Пожалуй, нет. Поэтому прежде чем купить бокс, примерьте его на свой автомобиль. Иного пути выяснить насколько он подходит или нет - не существует. Но самые большие неприятности поджидают владельцев машин, у которых накрышный люк не въезжает в крышу, сдвигается, а поднимается вверх. Даже наличие у бокса специальной выштамповки в нижней части его корпуса, увы, проблему эту зачастую не решает. А ведь люк отличное решение для оптимизации вентиляции салона, особенно для автомобилей, не оборудованных кондиционером.

Бюджетным вариантом накрышного «бокса» являются так называемые «мягкие» боксы, по сути своей являющиеся неким подобием рюкзака, в который складываются вещи. Из преимуществ «мягких» боксов можно назвать невысокую их стоимость, возможность хранить в свернутом виде непосредственно в багажнике автомобиля (занимают места не больше, чем набор дорожной помощи) и возможность уложить в них негабаритные, неделимые грузы, которые по своим размерам не уместились бы в бокс жесткого типа. В остальном похвастаться этим изделиям нечем. Загрязняются они быстро, а их чистка занятие довольно хлопотное. Это вам не мокрой тряпкой протереть гладкие бока, здесь может потребоваться и стирка в корыте. С аэродинамикой у расположенного на крыше мешка также не все хорошо, вернее ни о каких аэродинамических показателях в данном случае не идет и речи. Впрочем, также как и с защитными функциями порезать остро отточенным ножом мешок плевое дело.

Особенности конструкции

Самые распространенные современные багажники представляют собой пару поперечин, изготовленных из прямоугольного, как правило, 20 на 30 миллиметров или со скругленными краями, так называемого аэродинамического профиля из легкого, как правило, алюминиевого сплава, которые монтируются на крышу автомобиля посредством специальных упоров и оригинальных, предназначенных под конкретную марку машины, адаптеров. Их геометрия учитывает конфигурацию элементов крыши, с которыми они контактируют. Иными словами подбор стоек с адаптерами должен вестись в привязке к конкретной модели авто. Что касается самих поперечин, то выбор в пользу прямоугольного сечения или аэродинамического профиля диктуется не столько прочностными свойствами перекладин, сколько уровнем издаваемого ими акустического шума. Разумеется, поперечина, имеющая скругленные грани, генерирует при движении (контакте с воздухом) гораздо меньше звуковых волн, то есть с таким багажником характерного свиста при открытых окнах практически не будет.

Разумеется, все пластиковые детали, в том числе стойки, выполнены из особых сортов пластика выдерживающих как низкие - минус пятьдесят, так и высокие - до плюс пятидесяти градусов Цельсия - температуры. Для России особенно важен нижний температурный предел, так как в ряде регионов столбик термометра нередко опускается ниже отметки в 40 градусов (мороза). Помимо этого полимерные материалы обязаны стойко выдерживать воздействие ультрафиолетового излучения. Как известно, именно из-за него выгорают (блекнут) краски салонов, полимеры приобретают серый оттенок и их приходится освежать (восстанавливать) различными химическими составами полиролями. Низкий порог хладноломкости должны иметь и металлические элементы, так как основная нагрузка приходится именно на них. Причем нагрузка не статическая, а динамическая. При преодолении различных препятствий или банальном попадании колеса в яму груз совершает колебательное движение и тем самым сильно нагружает элементы багажника. Именно поэтому поперечины багажной системы изготавливаются не просто из высокопрочного сплава, но еще и подвергаются специальной термической обработке. Некоторые производители багажников дополнительно усиливают профили внутренними перегородками, которые повышают прочность силовых элементов на кручение и изгиб. Кстати, если с изгибом все понятно, то причем тут работа профиля на кручение? А при том, что абсолютно жестких кузовов нет и никогда не будет. Даже толстенные рамы мощных самосвалов, изготовленные по принципу лонжерон в лонжероне, и те испытывают воздействия крутящих моментов. Именно поэтому поперечины должны хорошо работать как на кручение, так и на изгиб. Само собой разумеется, все металлические детали покрыты специальными защитными составами, как правило проходят процесс анодирования, который защищает их от агрессивного воздействия химических противогололедных реагентов, которыми у нас от души поливают дороги в зимний период. К слову, в ряде европейских стран вместо химических реагентов давно и успешно используют гранитную крошку, которую после зимнего сезона собирают специальными машинами, просеивают и складируют для повторного применения. Кстати о крошках или, правильнее будет сказать, частицах грязи, летящей из под колес впереди идущих автомобилей. Они, как вы уже догадались, воздействуют на металлическую конструкцию багажников как абразив, поэтому дополнительное покрытие, стойкое к абразивному износу металлическим конструкциям не повредит, особенно тем, что монтируются с задней части машины. При движении на высокой скорости в дождливую погоду шлейф воды с грязью плотно окутывает как сам багажник, так и закрепленную на нем поклажу.

    

   

Доходы и расходы

Получив возможность перевозить большее количество грузов или транспортировать крупные предметы, как то: лодочные моторы, велосипеды, мебель и т. д., автовладелец должен понимать, что за все это ему придется заплатить, и не один раз, непосредственно при покупке багажника или бокса, а раскошеливаться постоянно. Почему? Дело в том, что любая надстройка на кузове современного автомобиля ухудшает такой важный показатель как аэродинамическое сопротивление автомобиля или, чтобы было понятно - сопротивление воздуха. Зависит оно, как известно из теории, не только от площади поперечного сечения автомобиля, но и совершенства его кузова. Для того чтобы выверить каждый изгиб панели, наклон ветрового стекла и угол атаки ребер воздуховодов в бампере, конструкторы проводят длительные испытания макетов машин в аэродинамической трубе. Чем ниже коэффициент сопротивления воздуха, тем меньше расходует топлива автомобиль. А теперь представьте, что все труды конструкторов вы перечеркиваете, установив на крышу или задний свес (крышку багажника) некую конструкцию для перевозки грузов. Разумеется, сопротивление воздуха вырастет значительно, что в свою очередь приведет к дополнительному расходу топлива. Насколько он увеличится, точно сказать не представляется возможным, но даже при покупке современного багажника с аэродинамическим профилем дуг и перекладин, на который будет смонтирован современный бокс с зализанными формами, готовьтесь к тому, что при движении по трассе, со скоростью под 90 км/ч машина съест на полтора, а то и два литра топлива больше, чем обычно. Про увеличение расхода, вызванное перевозкой холодильника в заводской упаковке, вообще молчим. При этом заметим, что рост потребления горючего сильно зависит от скорости перемещения машины. Так, в городском режиме с ограничением в 60 км/ч перевозка того же холодильника обойдется в дополнительный литр топлива на 100 километров пути, что вы практически не ощутите. Несколько более сложная ситуация с перевозкой велосипедов. Площадью, от которой зависит аэродинамическое сопротивление, они обладают небольшой, но генерируют паразитные завихрения! А это также приводит к росту расхода топлива. Словом, багажник, бесспорно, дает преимущество в количестве перевозимых грузов, но требует за это дополнительную плату.

Искусство покупать

Сегодня купить нужный, а вернее подходящий именно к вашей машине багажник, бокс, замковые механизмы и прочие аксессуары к ним не проблема. Предложение значительно превышает спрос. Причем если вы не можете себе позволить новый присмотритесь к подержанным. Дело в том, что при смене автомобиля, а, судя по нынешней тенденции, это происходит каждые три-пять лет, автолюбитель вынужден продавать и багажник, так как его стойки, как мы уже упомянули выше, рассчитаны под геометрию крыши конкретного автомобиля. Случаи, когда машина на конвейере была оснащена рейлингами, на которые при помощи универсальных креплений монтируются перекладины, мы не рассматриваем. Владельцам этих автомобилей с багажниками гораздо проще. Вторичный рынок нивелирует и «опциональные» излишки. Например, при покупке нового бокса окрашенного глянцевыми черными или серебристыми эмалями с вас за эту эстетику возьмут процентов на пятнадцать дороже, чем за серый бокс, имеющий шершавое на ощупь покрытие. Кроме того, если на глянце вы обнаружите царапины от неаккуратного обращения с боксом или потертости от пескоструя дорожной пыли, то потрепанное изделие топ-исполнения еще сильнее упадет в цене. Однако прежде, чем радоваться выгодной покупке, проверьте, а можно ли установить тот самый бокс на перекладины, уже имеющейся у вас багажной системы. Дело в том, что может так статься, что штатные крепления бокса на нее не налезут. Перекладины то имеют не только стандартные, но и отличные от них размеры, особенно когда речь идет об оригинальных багажных системах. Именно по этой причине на покупку бокса нужно ехать со своим, смонтированным на крыше багажником и расплачиваться с продавцом только после того, как все элементы встанут на свои места и зафиксируются надлежащим образом. Справедливости ради отметим, что некоторые боксы конструктивно допускают замену элементов их креплений, что позволяет приобрести нужные отдельно, тем самым сэкономив приличную сумму.

Уважением у автолюбителей за высокое качество и надежность пользуется продукция компаний Thule, Hapro, Atera, Mont Blanc, Neumann, Kamei, Sotra. Однако помните, что за технологии, материалы (ударо-, морозостойкий пластик, стойко выдерживающий воздействие ультрафиолетового излучения), а также бренд придется заплатить, так как имя предъявляет свои требования к кошелькам клиентов - они должны быть тугими от банкнот. Если вы не можете позволить себе приобрести продукцию топ-линейки, то стоит присмотреться к продукции, поступающей от польских, чешских или турецких производителей. Неплохие комплекты багажных систем производят в России. Весьма приличного качества и относительно недорого можно приобрести комплект багажной системы «Lux» или NORD. Отдельного внимания заслуживают корейские производители автоаксессуаров. Словом было бы желание, а что купить найдется.

Денис Миронов, Фото Андрея Шилова









Шины и диски
Ключ
Открывание дверей
Блокировка пуска двигателя
Подголовники
Передние сиденья
Панель приборов
Щиток приборов
Отключение подушки безопасности
Зеркала заднего вида
Бортовой компьютер
Установка времени
Наружное освещение
Регулировка света фар
Стеклоочистители
Система вентиляции
Стеклоподъемники
Вещевые ящики
Складывание сидения
Отпирание капота
Уровень моторного масла
Рабочие жидкости и автохимия
Запасное колесо
Щетки очистителей
Замена лампочек
Пуск от другого авто
Предохранители
Буксировка
Устранение неисправностей
Инструменты для ремонта
Измерительные инструменты
Затяжка резьбовых соединений
Подшипники и работа с ними
Сальники
Прокладки и герметики
Болты, винты, гайки, шайбы
Как отвернуть прикепевшую резьбу
Как отвернуть сломанный болт
Восстановление сорваной разьбы
О средстве WD-40
Длительное хранение автомобиля
Багажник на крышу
Статья о чехлах
Статья о лампах Philips
Тест-отзыв на Рено Логан
Краш-тест
Тест-драйв
Рестайлинг Рено Логан
Рено Логан 2013
Обзор нового Рено Логан 2
Рено Логан Универсал
Logan из Тольятти
Расшифровка авто аббревитатур
Перевод едениц измерения
Можно ли использовать бензин с другим октановым числом?
Одна из причин стука сзади