Можно ли заливать бензин с высшим, или низшим октановым числом?
В инструкции по эксплуатации многих современных автомобилей требование к октановому числу топлива конкретно не указано. Производитель допускает определенный диапазон: например, "91-98", "95-98" или "не ниже 92". Поэтому у водителей часто возникают вопросы: какой бензин лучше заливать? Можно ли экономить, используя 92-й вместо 95-го? Улучшатся ли характеристики мотора на высокооктановом топливе?
СОВРЕМЕННЫЕ бензиновые двигатели способны потреблять топливо разных марок, поэтому октановое число чаще всего строго не регламентируется. Рекомендованный диапазон зависит от конструктивных особенностей двигателя (например, от формы камеры сгорания), степени сжатия мотора (чем она выше, тем больше минимально допустимое октановое число) и возможностей его системы управления. Получая сигнал от датчика детонации, электроника регулирует угол опережения зажигания, не допуская вредного для деталей двигателя "взрывного" горения рабочей смеси. Поэтому в пределах разрешенного производителем диапазона можно использовать любое топливо: сегодня заливать одно, а завтра - другое, и даже смешивать разные марки.
Рекомендуют специалисты
Как ни странно, но мнения технических специалистов автокомпаний о том, какое топливо из одобренного диапазона лучше использовать, разделились.
Например, в BMW считают, что чем октановое число выше, тем лучше. По словам менеджера технического учебного центра российского представительства BMW Кирилла Колесова, современные автомобильные моторы, особенно высокофорсированные (например, серии "М"), выдают максимальные характеристики на 98-м бензине. Они способны работать и на 95-м, но тогда блок управления двигателем будет использовать иную программу, что повлечет незначительное снижение мощности. Одна радость, что экономичность при этом не ухудшится, как многие ошибочно думают. Другой резон выбирать высокооктановое топливо - низкое качество российского бензина. Нередко 98-й на поверку не лучше 95-го, а 95-й - 92-го, который использовать для баварских автомобилей нежелательно.
С такой рекомендацией согласен и тренер по продукту российского представительства компании "Volvo" Евгений Завьялов:
- Наши нефтеперерабатывающие заводы получают высокооктановое топливо путем добавления в 80-й бензин антидетонационных присадок. Технология такова, что частенько 92-й не соответствует стандартам, и хотя многие модели "Volvo" способны работать на этом топливе без снижения показателей, мы рекомендуем не экономить и использовать 95-й.
Иное мнение у специалиста технической поддержки департамента послепродажного обслуживания российского представительства концерна "General Motors" Алексея Сгибнева: Высокооктановый бензин немного улучшает динамику автомобиля, но чем больше присадок в топливе, тем быстрее выходят из строя свечи зажигания. На недорогой машине их замена не сильно облегчит карман владельца, чего не скажешь о представительских моделях. Поэтому мы рекомендуем нашим клиентам использовать бензин минимального октанового числа из допущенных к применению.
В итоге получается, что какую бы из разрешенных производителем марок бензина вы ни предпочли, показатели автомобиля существенно не изменятся. Поэтому мы советуем проконсультироваться у мастеров сервиса, обслуживающих ваш автомобиль, топливо какой марки они рекомендуют.
Гораздо важнее надлежащее качество бензина, которое обеспечит нормальную работу двигателя в течение долгого времени. К сожалению, найти такое топливо на российских заправках не всегда удается. Поэтому по возможности заправляйтесь на проверенных АЗС.
Кроме того, Алексей Сгибнев советует не пользоваться услугами той станции, где бензовоз в этот момент сливает топливо или только что слил. Оно должно отстояться некоторое время, чтобы грязь и прочие инородные включения осели на дно емкости. Иначе вместе со свежим бензином вы рискуете залить в бак смесь сомнительного качества.
Юрий УРЮКОВ